Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Аўтызм ў дзяцей

Аутизм у детей 

                  Аутизм – это нарушение развития, которое оказывает сильное  влияние на становление личности, познавательных процессов, социальных навыков и поведения человека. Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введён известным швейцарским психиатром  Е. Блейхером в 1920 г. Он понимал  под  аутизмом  отгороженность  от  мира, уход  в  себя. Природа этого  нарушения до сих пор остаётся  спорной.

          Первые проявления аутизма отмечаются уже в раннем возрасте, до трёх лет. Базовые особенности аутизма  сохраняются у взрослых, хотя симптомы  отчасти сглаживается с возрастом. Излечить аутизм  нельзя, но прогноз  может сильно варьироваться. Именно раннее  выявление расстройств аутического спектра и своевременное  вмешательство с адекватной состоянию терапией оказывают огромное влияние на развитие ребёнка, напрямую способствуют уменьшению тяжести симптомов и обретению  независимости и самостоятельности  во взрослой жизни.

Распространённость аутичных признаков намного более масштабная, чем считалось ранее: по некоторым данных, выше 1% среди населения. В 4 раза чаще аутизмом страдают мальчики.

             Чем раньше диагностирован аутизм, тем выше шансы ребёнка преодолеть сложности, связанные с этим расстройством. Однако поставить диагноз аутизма до трёх лет - непростая задача даже для специализирующихся на данной проблеме профессионалов. Поэтому в США и многих других странах введено такое понятие, как группа риска по расстройствам аутического спектра, которое позволяет ребёнку с ещё не выставленным диагнозом получать раннюю специализированную  помощь.

Начальные проявления аутизма, как правило, замечают родители уже в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не радуется родителям, на попытки общения возникает слабая реакция. С возрастом ребенок так и не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Чаще  всего  к двум годам родителей  тревожит  отсутствие  речи, однако  беспокоить  могут  и  следующие  особенности:

- ребёнок  не  смотрит  в  глаза, не  откликается  на  своё  имя  «он  словно  на  своей  волне»,  не  реагирует  на  просьбы «словно  глухой»;

- не  показывает  пальцем  на  желаемое,  не  смотрит,  куда  показывает  взрослый;

- не  повторяет  за  взрослым  простые  движения, игры, его  трудно  чему – либо  научить,  делает  только  так,  как  считает  нужным  сам;

- совершает  необычные  движения, например  трясёт  руками  или  раскачивается  и  т.д.

- не  интересуется  игрушками  или  проявляет  интерес  к  их  неигровым  деталям (например,  вращение  колеса  машинки);

- как  эхо  повторяет   слова,  фразы;  вместо  того, чтобы отвечать,  говорит  о  себе  в  третьем  лице (он )  или  во  втором  лице  (ты )  или  не  произносит  слова  вовсе;

- совершает  ритуалы  в  игре,  быту,  на  прогулке;

- трудно  управлять  его  поведением, отмечаются  истерики, частыми  бывают  приступы  агрессии,  «с  ним  невозможно  договориться».

Проявления  аутизма  многообразны,  но  ключевыми  являются:

  1.  Нарушения  общения,  сниженный  уровень  или  отсутствие  соответствующих  возрасту  социальных  контактов  с  другими  людьми.
  2.  Тяга  к  стереотипному  или  повторяющемуся  поведению,  интересам,  видам  деятельности,  вместо  занятий,  требующих  воображения.

При  наличии  у  ребёнка  любого  из  следующих  признаков  его  следует  показать  специалисту:

 - не  лепечет  к  12  месяцам  жизни;

 - к  12  месяцам  не  жестикулирует (не  указывает  рукой  на  предметы, не машет рукой на прощание и т.п.);

 - к 16 месяцам не выговаривает слова;

 - к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов или неосознанно (эхолалично)  повторяет слова. 

          В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются особом подходе, только формируется. На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря  которым можно было бы «вылечить» ребёнка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Для детей с аутизмом  нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам. Для каждого аутичного ребёнка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого- педагогических стратегий.

           Аутизм считается неизлечимым заболеванием, но если, как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму.

  Врач-невролог УЗ «15-я городская детская поликлиника» Сацкевич А.В.

 

Разделы сайта